Форум размышляющих, ищущих прямой путь к Богу.
 
ФорумЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Религия и мирская жизнь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Сагит
Размышляющий
Размышляющий


Мужчина Количество сообщений : 316
Возраст : 64
Географическое положение : Литва
Работа/Хобби : Работа без хобби, религия
реллигия : Ислам
Очки : 228
Дата регистрации : 2009-01-09

СообщениеТема: Религия и мирская жизнь   Вт Окт 04, 2011 6:19 pm


Вот, текст размывшляющего об Исламе.
Вставка:
----------
Коран_дефицитность

Александр Игнатенко:
Об исламе и нормативной дефицитности Корана

06.12.2008

ОБ ИСЛАМЕ И НОРМАТИВНОЙ ДЕФИЦИТНОСТИ КОРАНА

Понять происходящее с исламом сегодня можно, если отталкиваться от того, что ислам в своих основах - религия Божественного Откровения, абсолютно достоверного, но обильно дополненного человеческими измышлениями, которые абсолютно достоверными не могут быть по определению, ибо суть человеческие.

Коран - Речь Аллаха

Мусульмане верят, что их религия (обрядовые и юридические установления, назидательные рассказы и притчи) была ниспослана от Всемогущего Бога – Аллаха - человеку по имени Мухаммад Ибн-Абдаллах, который был избран Аллахом (почетное имя пророка Мухаммада – Мустафа, т. е. Избранный), чтобы быть пророком истинного единобожия. Получив Откровение (аль-Вахй в терминологии исламского вероучения [1] ) от Аллаха (ангел Джибриль передавал пророку аяты - "знамения Аллаха"), Мухаммад их озвучивал, и они запоминались людьми – первыми мусульманами, а после смерти пророка были зафиксированы на письме в виде Корана, который рассматривается мусульманами как сакральный Текст - Речь Аллаха [2] .

Человеческого времени вполне хватило для того, чтобы людям был в Откровении передан ислам - правильный, завершенный Самим Аллахом. В Коране есть тому недвусмысленное свидетельство.
Аллах говорит:
"Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией"[3] .
Этот аят Корана, в отличие от некоторых других, абсолютно ясен: в конкретный момент времени Аллах передал людям все, что составляет религию ислама. И сообщил об этом"ясной арабской речью", как сказано в самом Коране [4] . Это очень важный пункт: "ислам как религия" - в законченном, завершенном (и совершенном [5] ) виде - содержится в Коране, Богооткровенном Тексте. Также важно отметить: ислам содержится в Тексте, изложенном на арабском языке, на котором говорили аравийцы в VII веке. Аллах сказал, что после пророка Мухаммада Откровение больше никому не будет ниспосылаться.Мухаммад, как говорится в Коране, - "печать пророков", т. е. последний пророк [6] .
После смерти пророка Мухаммада (8 июня 632 года) Откровение прекратилось - Аллах замолчал.

Коран был кодифицирован при халифе Османе (644-656).
Итак, Коран был ясен и вполне достаточен для понимания того,что такое "ислам как религия", если воспользоваться кораническим же выражением.
Знаменитый средневековый теолог Ибн-Таймийя (1268–1323) говорит о том, что Коран не требовал объяснений или толкований - просто потому, что был абсолютно понятен на протяжении трех"веков" (карн), под которыми понимаются три поколения мусульман - сподвижники пророка Мухаммада, их дети, и их внуки, и, если иметь в виду, что "век" в этом смысле считался арабами равным 40 годам, то в течение 120 лет, т. е.примерно до 750 года, не было никаких более-менее серьезных проблем с пониманием сакрального Богооткровенного Текста (Корана) и,
соответственно, с непониманием того, что такое ислам. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что первые три поколения мусульман были относительно"компактным образованием" в неразрывном пространственновременном континууме, члены которого были объединены короткими коммуникативными связями и говорили (а также писали) на одном языке.

Ислам "завершен", а жизнь продолжается.

Однако сразу же после смерти пророка Мухаммада (и, соответственно, окончания Откровения) в общине мусульман начались другие проблемы - нерелигиозные. Возник вопрос о наследовании лидерства в общине, ответ на который не был дан в Откровении, т. е. Аллах ничего по этому поводу не сообщил в Своей Речи. По нашему мнению,именно в Коране намечается четкое и даже резкое разделение на "ислам как религию", с одной стороны, и, с другой стороны, на вопросы мирской, земной жизни, - разделение, которое в эпоху Средневековья сложилось в противопоставление "религии" (дин) и "дольней жизни" (дунйя) - вопреки существующему заблуждению, что в исламе не было и нет разделения на "религиозное" и"мирское", "религиозное" и"политическое" [7] .
Божественный замысел Аллаха,наверное, можно понимать следующим образом: ислам как религия абсолютно понятен и доступен каждому, говорящему"ясной арабской речью" и изучившему Коран как результат Божественного Откровения, а с проблемами нерелигиозными (бытовыми, политическими, экономическими и т. п.) мусульмане обязаны разбираться сами. Не сказать, что все проблемы "дольней жизни" решались успешно. Первая из них - наследование Пророку политической власти в общине мусульман - получила только временное разрешение,в форме "халифата", или правления "праведных халифов", при котором власть передавалась, что характерно, с постоянно изменяющимися правилами избрания (т. е. импровизированно),"праведным халифам" (от араб.халифа, т. е. "наследник"), ближайшим сподвижникам Пророка - арабам из аравийского рода курейшитов: Абу-Бакру (тестю пророка Мухаммада), Осману, Омару, Али(зятю пророка Мухаммада).

Нельзя не заметить этнический, во многом племенной и даже"семейный" характер механизма передачи власти в общине, который называется у мусульман-суннитов "выбором"(ихтийяр). (Эта система применяется вплоть до настоящего времени в суннитских монархиях - Саудовской Аравии, Иордании, Марокко и др.) Оппозиция принятой у суннитов системе"халифов", сразу возникшая в VII веке, была в немалой степени антиарабской. Сформировалось своеобразная,если можно так выразиться,"демократическая", оппозиция хариджитов, выступавших за то, чтобы главой мусульманской общины мог стать мусульманин любого происхождения – пусть даже"эфиопский раб с вырванными ноздрями", как говорится в одном из хадисов (о хадисах - ниже), приписываемых пророку Мухаммаду [8] . В "двух Ираках" - Ираке и Персии сформировалась"региональная" оппозиция в форме шиизма, адепты которого верили и верят, что верховная власть в общине после смерти пророка Мухаммада должна была передаваться по Божественному "назначению" (та‘йин) конкретно поименованным Аллахом в сакральном Тексте Имамам - предстоятелям, предводителям исламской общины: сначала Али Ибн-Аби-Талибу (он стал только четвертым "праведным халифом" у суннитов), женатому на дочери Пророка Фатиме, затем сыновьям Али и Фатимы - Хасану и Хусейну, потом - их "избранным" потомкам [9] .
Одна эта проблема с наследованием власти Пророка в общине мусульман очень рано выявила нормативную дефицитность сакрального Текста – Корана. Говоря проще, в Коране нет полного набора норм, регулирующих все аспекты социальной, политической, экономической, культурной жизни мусульман. Подсчеты показывают, что из 6 236 аятов ("стихов") Корана"готовые" правила общественного поведения (социальные нормы) можно обнаружить не более чем в 300 аятах (менее 5% ), и они не составляют цельной системы.
Компенсация нормативной дефицитности сакрального Текста
. При том, что Коран нормативно дефицитен, жизнь исламской общины, регулирование отношений между нею и окружающим миром, задачи управления захваченными территориями, - требовали компенсации, т. е. выработки норм и правил на разные случаи жизни. Компенсация нормативной дефицитности осуществлялась по-разному. Так, использовались доисламские, несколько модифицированные, нормы. В самoй передаче власти в исламской общине нетрудно увидеть те принципы, которые применялись в условиях аравийского родо-племенного общества, когда власть в союзе племен или на определенной территории принадлежала представителям какого-то рода (в данном случае ими стали курейшиты).
В шиизме прослеживается идея передачи власти по наследству мужским потомкам, родившихся от брака дочери Пророка Мухаммада Фатимы с Али (прямых наследников-сыновей у Пророка не было).
Большая отдельная тема - нормативные заимствования из персидского (зороастрийского) и византийского (христанского) нормативного наследия, особенно - в политике [10] .
Однако приоритетной сферой компенсации нормативного дефицита была религиозная - исламская компенсация нормативной дефицитности сакрального Текста. Она осуществлялась двумя методами: путем экстенсификации, т. е. расширения объема Корана за счет дополнений к нему и путем интенсификации Текста, или интерпретации, переосмысления, придания ему новых смыслов.

Можно выделить следующие формы экстенсификации.

Коранические апокрифы.
Историческим фактом, принимаемым как достоверный и мусульманами, и исламоведами, является то, что в эпоху правления халифа Османа были собраны в одну книгу записанные, запомненные и передававшиеся изустно аяты Корана. Не прошедшие"редакционную коллегию" записи были сожжены.
Здесь, естественно, сразу возникает множество вопросов.Не ошиблись ли составители? Действительно ли были собраны все записи? И не остались ли какие-то записи, не уничтоженные огнем? Шииты, которые ставили в вину Осману и всей "редакционной коллегии" то, что они не включили в текст Корана прямые указания на первого и единственного халифа (наследника пророка Мухаммада), а им должен быть зять пророка Али Ибн-Аби-Талиб, были уверены в существовании "Корана Фатимы" (Мусхаф Фатима) - более полного текста Корана (он якобы существовал у дочери Мухаммада Фатимы, ставшей женой Али). "Коран Фатимы" обнаружен не был и, вероятнее всего, никогда не существовал, хотя у Фатимы и могли быть какие-то записи коранических аятов, которые, по всей видимости, были учтены "редакционной коллегией".
Однако предпринимались (и предпринимаются) попытки"досочинить" Коран - создать апокрифические, псевдокоранические тексты, выдавая их за текст Корана.
В эпоху Средневековья было распространено приписываемое второму"праведному халифу" Умару высказывание о том, что в коранический Текст не попал ниспосланный Пророку Мухаммаду аят о раджме, побивании камнями прелюбодеев [11] .
В 40-х годахXIX века много шума в среде востоковедов наделала обнаруженная апокрифическая кораническая сура "Два света" (Ан-Нуран), сочиненная мусульманами-шиитами, вероятнее всего, в X веке [12] .
Апокрифические дополнения к тексту Корана должны стать предметом специального исламоведческого исследования, т. к. они многочисленны и все еще не закончены. Нельзя не упомянуть, для полноты картины, о современных попытках сочинения "нового Корана". После терактов 11 сентября 2001 года на книжный рынок США и отдельных арабских стран был выпущен "Истинный Фуркан" (АльФуркан, или"Различающий [между истиной и ложью]"). Книга отформатирована как Коран - разбита на суры ("главы"), некоторые из которых называются как коранические, и аяты ("стихи"); и изложена на арабском и английском языках.В ней нет, присутствующих в Коране, призывов к джихаду против "неверных". Этот пример стоит особняком в рамках рассматриваемой темы, т. к. "Истинный Фуркан" сочинен не мусульманами, а арабами-христианами для мусульман, что особо и не скрывается [13] .

Предание (Сунна) как дополнение к сакральному Тексту (Корану). Проповедуя новую веру, пророк Мухаммад находился в особом психо-физиологическом состоянии, которое было для окружающих сигналом того, что он произносит текст не от своего имени. (В тексте Корана Аллах говорит о Себе "Мы", а о самом Пророке - в третьем лице.) Но Мухаммад высказывался и от своего имени по разным вопросам бытия первых мусульман.
Эти высказывания, описания поступков, жестов, умолчаний, получившие названия хадисов (ед. ч. хадис), запоминались с разной степенью точности (как и высказывания первых мусульман и других жителей Аравийского полуострова) и передавались изустно из"поколения" в "поколение". Однако при возникновении нормативного дефицита хадисыстали собирать, фиксировать написьме, систематизировать и кодифицировать. Причем, сталиэто делать целенаправленно спустя два века после смерти Пророка в условиях обрыва коммуникативных связей. По всему тогдашнему исламскому миру путешествовали собиратели хадисов, руководствуясь обнаруженным и зафиксированным к тому времени на письме хадисом Пророка: "Взыскуй [исламского]знания, даже если тебе придется для этого отправиться в Китай. Стремление к [исламскому] знанию - обязанность каждого мусульманина". Эти путешествия продолжались еще в XI веке, т. е. спустя четыреста лет (!) после смерти Пророка, и мухаддисам (собирателям и знатокам хадисов) удавалось обнаруживать дотоле незаписанные высказывания Мухаммада [14] .
Средневековые источники сообщают, что некоторые собиратели и систематизаторы хадисов знали до 800 000 небольших текстов (от одного слова до страницы), приписывавшихся Пророку Мухаммаду. Изощренная система проверки достоверности хадисов выявила то, что значительная, если не подавляющая, их часть недостоверна или характеризуется слабой достоверностью: были умышленно сочинявшиеся и приписывавшиеся Пророку хадисы (например,"рекламные", прославлявшие басрийские финики или еще какой-то товар, либо восхвалявшие не существовавшие во времена Пророка города, например Каир, либо обосновывающие права на власть какой-то группировки). Свою роль играли и забывчивость людей, и разрывы в цепочке передатчиков на протяжении двух или более веков и т. п. Из этого громадного количества преданий известный собиратель и систематизатор аль-Бухари (81–870) отобрал в качестве "безупречных", или"правильных" около 7 400 хадисов. Но споры о достоверности разных хадисов не прекращаются среди мусульман до нынешнего дня.
На протяжении всей истории ислама продолжалась дискуссия о том, является ли Сунна Богооткровенной, т. е. результатом Божественного Откровения, или нет Вопрос не закрыт до сих пор, о чем свидетельствует возникновениесект, отрицающих Сунну как таковую. Так, в настоящее время в Египте существует секта"коранистов". "Коранисты" считают, что нельзя следовать Сунне Пророка, поскольку хадисы, устно передавались в течение двух веков после смерти Пророка, прежде чем начали фиксироваться на письме, и следовательно, подверглись искажению. В августе 2007 года крупнейший суннитский исследовательский и учебный центр "Аль-Азхар" издал фетву - правовое заключение, согласно которому"коранисты", если они станут упорствовать в своих заблуждениях, будут рассматриваться как вероотступники [15] .

...........
Там огромная статья. Откуда - не помню.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
muhudin
Модератор
Модератор


Мужчина Количество сообщений : 487
Географическое положение : швецария
Работа/Хобби : иследователь
реллигия : Муслим
Очки : 564
Дата регистрации : 2008-06-13

СообщениеТема: Re: Религия и мирская жизнь   Вс Окт 16, 2011 11:09 am

Сагит пишет:

...........
Там огромная статья. Откуда - не помню.

вот она
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1228554000
крайности везде и всюду.
нельзя откидывать сунну ибо она история мусульман, пусть даже подвержена не точности.
выводы правдива она или нет пусть делают люди. отбрасывать ее значит остаться перед закрытими дверьми Корана, ведь ключики познания есть в этой сунне и не только.
любая информация любая летопись или дошедшая с древних времен мудрость, помогающая обьяснить не объяснимое,- являеться ключем, которое открывает огромные знания.
Которые до этого оставались скрытыми, например Морис Бюркай знания истори архиологии и медецины которого, позволили ему узнать, что рамзез-П -тот самый утопленый фараон, открытия относительности, расширение вселеной, и тд.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Религия и мирская жизнь
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ислам для размышляющих :: В поисках истинного ислама :: Как мы понимаем Коран-
Перейти: